Главная Регистрация Вход
Черная империя Вито. Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта:

Мини-чат:

Вампиры:

Исторические факты:

Наука:

Современность:

Галерея:

Юмор:

Главная » Статьи » Интересные статьи.

День святого Патрика (St. Patrick's Day).

История праздника.

Человек, чье имя носит этот день, почитается как святой, принесший на Изумрудный остров христианскую веру. Хотя исследователи отмечают, что христианство существовало там и до святого Патрика. Кроме того, некоторые ученые вообще предполагают, что этот персонаж - собирательный образ.
Как бы там ни было, существует официальная биография Святого Патрика. Она гласит, что в 373 году н.э. в Британии, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы, родился мальчик, которого назвали Мэвин Суккат. Отец Мэвина был мелким землевладельцем и дьяконом местной церкви. Сам мальчик был далек от веры в истинного Бога, во всяком случае до тех пор, пока в 16-летнем возрасте его не захватили в рабство и не увезли в Ирландию. Там Мэвин попал в услужение к местному вождю и шесть лет пас домашний скот - овец и свиней.
Именно в это время Мэвин от отчаяния и обратился к религии. Юноша неистово молился и Господь сжалился над ним - однажды ночью Мэвин услышал голос, указавший ему путь избавления от рабства. Преодолев множество препятствий, молодой человек возвратился в Британию, но к немалому огорчению своих близких вновь, уже по своей воле покинул отчий дом и направился в Галлию (территория современной Франции), чтобы стать служителем церкви. По прошествии нескольких лет службы его посвящают в епископский сан и нарекают Патрициусом, что означает "отец своим людям". Возможно, Патрициус - это не имя, а титул.
Примерно в 432 году по поручению Папы Целестина I святой Патрик вернулся в Ирландию в качестве миссионера. Особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно было принято практически бескровно. Народ вместе с правителями переходил в новую веру массовым порядком, а правители оказывали святому Патрику всяческое содействие. Объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, яркостью личности самого святого Патрика, его исключительным даром убеждения. Во-вторых, (а вернее, во-первых) тем, что бескровная смена идеологии была в это время как никогда выгодна королям и военной аристократии, которые стремились выйти из-под власти древних кельтских жрецов-друидов, вовсю пользовавшихся своим правом ограничивать правителей в полномочиях. С личностью святого Патрика, с его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. Умер святой Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Этот день навсегда остался в памяти благодарных ирландцев.

Обычаи и традиции.

Несмотря на то, что святой Патрик - герой одноименного праздника - памятен как ревнитель христианской веры, в праздновании этого Дня тесно переплелись христианские и языческие традиции.
Трудно отделить одно от другого, да и не нужно, поскольку именно это хитросплетение делает праздник всенародно любимым.
К христианским традициям можно отнести ежегодное восхождение паломников на святую гору «Croagh Patrick». Предание гласит, что именно на этой горе святой Патрик совершил одно из своих чудес - изгнал всех змей. Легенда гласит, что одна из рептилий никак не хотела покидать Изумрудный остров. Патрику пришлось пойти на хитрость. Он заманил змею внутрь большого ящика и в нем бросил в море. Конечно, это всего лишь легенда, но змей в Ирландии действительно нет.
Еще одна легенда гласит, что на этой горе святой Патрик постился в течение сорока дней и ночей. Господь испугался, что миссионер может умереть, не выполнив своего жизненного предназначения. Всевышний обратился к Патрику с просьбой прекратить свой пост, но тот ответил, что согласится на это только при трех условиях: ирландцы должны стать свободными, Ирландия уйдет под воду за семь лет перед концом света, чтобы избежать бедствий и разрушений, и чтобы сам Патрик мог судить людей в час Великого Суда.
Вглубь времен уходит традиция прикреплять к одежде листок трилистника, символизирующий крест. Существует церковный гимн, повествующий о том, что Святой Патрик, воспользовавшись трилистником, прекратил совершаемый в ирланской королевской столице того времени - Таре языческий ритуал. Также с помощью трилистника Патрик растолковывал пастве смысл Святой Троицы - одного из главных символов христианства ("подобно трем листам, растущим от единого стебля, Бог может быть един в трех лицах").
К народным относится традиция распития хотя бы одной рюмочки спиртного в каком-нибудь ирландском баре. Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. Предание предписывает положить в бокал лист клевера до того, как выпить бокал виски. В народе так и говорят - "осушим трилистник". Интересно, что в самой Ирландии День святого Патрика долгое время считался исключительно религиозным праздником, а до семидесятых годов прошлого столетия ирландские законы запрещали пабам работать 17 марта!
По народной же традиции этот праздник принято встречать в зеленой одежде (зеленый - цвет весны, Ирландии и трилистника). Желательно также украсить свой костюм живой или стилизованной веточкой трилистника и ирландским флагом. Постепенно появился обычай прикалывать к одежде веточки живого трилистника, который считается в Ирландии символом праздника.
Традиционно в День святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантые костюмы. В нем принимают участие духовые оркестры со знаменитыми волынками. В настоящее время в фестивальных парадах в честь Дня святого Патрика участвуют сотни миллионов людей по всему миру.

Ирландия.

День Святого Патрика всегда выпадал на время Великого поста, когда церковь призывала к умеренности во всем. Самым подобающим шествием в этот день было шествие прихожан в церковь к мессе. Обычай зайти после праздничной службы в паб и выпить с друзьями за здоровье Святого Патрика несколько стаканчиков крепкого виски появилась гораздо позже. И именно виски, а не так любимое ирланцами пиво - непременный напиток этого дня. Пока мужчины заботились о здоровьи Святого патрика в местном кабачке, женщины дома готовили праздничные блюда и накрывали на стол. В этот день, в отличае от прочих дней поста ирланцы позволяли себе есть мясо, оправдывая это тем, что в этот день Патрик превращает любое мясо в рыбу.
Про масло и прочие вкусности подобных легенд не было, но люди, оголодавшие за время поста, ели и их с не меньшим удовольствием.
После обеда семьями отправлялись в гости или принимали гостей у себя. В гостях тоже ели, пили и веселились "от души", а когда сил на это уже не оставалось, наступало время старинных преданий, сказок и страшных историй со счастливым концом. Существовал обычай на дорожку выпивать последний стаканчик виски, куда клался трилистник, обычно носимый на шляпе или на лацкане камзола. Стакан опустошался, а вынутый трилистник бросался через левое плечо. Это действо называлось «утопить трилистник». Обычай носить трилистник в день святого Патрика возник в конце 17 века.
До XVIII века трилистник носили только крестьяне и простолюдины. С течением времени судьба трилистника менялась и он постепенно становился символом народного ополчения и ирландских повстанцев. Затем символом мятежного духа свободолюбивых ирландцев, вообще, и, в итоге, знаком Ирландии.
Сегодня в День святого Патрика на главных улицах крупных ирландских городов проходят праздничные шествия, в пабах играет живая музыка. Жители надевают рыжие парики и зеленые кепки, которые продаются в магазинах, флаги Ирландии и горшочки с клевером. А вечером обязательно пускают салюты и фейерверки. Праздник всегда отмечается с искренним весельем.

Америка и Канада.

В США проживает немало ирланцев, поэтому не удивительно, что день Святого Патрика отмечается там очень широко. Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой: Бостоне, Филадельфии, Атланте, Чикаго и Нью-Йорке. Здесь проходят церковные службы, гуляния и парады общегородского масштаба. В них принимают участие далеко не только ирландцы, прочие американцы тоже не прочь повеселиться в этот день и пропустить рюмку - другую виски в честь Святого Патрика.
В Нью-Йорке 17 марта проходит масштабный уличный парад. Шествие движется по 5-ой авеню - главной улице города, практически, в течение всего дня: с 11-00 и до 17-00. В нем участвуют тысячи американцев ирландского происхождения, а также сотни оркестров, специально приезжающих из Ирландии и со всех концов США. Предворяет парад праздничная месса, проводимая в Соборе Святого Патрика. Последнее время спор за звание родины парадов в честь дня Святого Патрика у Нью-Йорка активно оспаривает Бостон - город с самой большой ирландской диаспорой в США. Сложно сейчас сказать как было дело на самом деле, но нью-йоркцы настаивают на том, что самый первый парад прошел в 1762 году именно у них. Самих США тогда еще не было, были лишь колонии ее величества Королевы Англии в Новом Свете.
Ирландия тогда активно боролась за свою независимость от английской короны и жители североамериканских колоний таким образом выражали свою солидарность с борьбой далекой родины.
Первый парад прошел, как водится, спонтанно. Солдаты - ирландцы прошли 17 марта 1762 с музыкой и песнями по главной улице Нью-Йорка в кабачок, чтобы как следует отметить праздник Святого патрика, как они делали у себя в Ирландии. Традицию подхватили другие ирландцы и праздник стал ежегодным. В Бостоне же первый парад мог пройти не ранее 1776 году, когда англичане покинули этот город.
День святого Патрика в Канаде - это день странников и путешественников. В этот день во всех ирландских кабачках толпится народ, одетый в зеленые костюмы и пьет зеленое ирландское пиво. Звучат волынки и деревенские скрипки, люди веселятся, танцуют ирландские танцы и поют песни. В некоторых провинциях праздник отмечается не непосредственно 17 марта, а в ближайший к этой дате понедельник, делая его из самого тяжелого дня недели, в самый веселый и радостный.

Россия.

17 марта весь мир становится немного ирландским. В 1992 году к этому сообществу присоединилась и Россия. Первый парад, посвященный Дню святого Патрика, состоялся в Москве по инициативе президента ирландской компании "Аэр Рианта" Дерека Кео, которую поддержал Юрий Лужков, бывший тогда заместителем Главы Московского городского Совета.
Парад представлял шествие по Новому Арбату оркестров, конных казаков и 15 автоплатформ, представляющих многие российские и ирландские компании. Восхищенные зрители выстроились вдоль улицы и с огромным любопытством смотрели за необыкновенным действом. Парад имел огромный успех и все были убеждены, что он повторится на следующий год. Так оно и случилось, парады в Москве стали повторяться из года в год. Исключение составил 1999 год, когда Россия еще не оправилась от жесткого финансового кризиса 1998 года и последующий год. Но с 2001 году традиция широко и весело праздновать днь Святого Патрика в России, к счастью, восстановилась полностью.
17 марта широко празднуется в российских клубах и на дискотеках: ведущие перевоплощаются в "Святых Патриков", звучат ирландские песни, проходят мастер- классы ирландского танца. Веселье и зеленое ирландское пиво льется рекой.

Символы праздника.

Как ни странно, символом Дня святого Патрика не считается сам святой, поскольку он - персонаж серьезный, а праздник очень веселый и жизнеутверждающий.
Символами Дня святого Патрика стали атрибуты, которые можно назвать "визитной карточкой" Ирландии. Это и трилистник, и зеленый цвет (символизирующий, в свою очередь, и саму жизнь, и победу весны над зимой, и радость, связанный одновременно и с кельтской мифологией, и с католицизмом), и мифические персонажи - лепреконы (в частности, их шляпы), арфа и шилейла, ну и, пожалуй, виски. Вернее, не столько сам напиток, сколько обычай распивать его особым способом именно в этот день.
Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. Раньше ритуалом "утапливания трилистника" заканчивалось празднество. В последний бокал выпиваемого виски (у нас в России это называется "на посошок") надлежало положить лист клевера до того, как осушить его, то есть выпить. В народе до сих пор так и говорят - "осушим трилистник". Затем трилистник следовало вынуть из пустого бокала и перебросить через левое плечо. Сегодня от этого ритуала осталось только выражение "осушим трилистник".

P.S.

Арфа и шилейла.

Поскольку символами Дня святого Патрика считается все, что у жителей других стран ассоциируется с Ирландией, то к ним относится и арфа. Изображение золотой арфы с двенадцатью струнами на синем поле красуется на гербе Ирландии.
Впервые ирландский герб в таком исполнении был зафиксирован (указан в каталоге гербов) уже в 1280 году. На гербе Великобритании золотая арфа на голубом фоне изображает Ирландию еще со времен Якова I Стюарта (с 1603 года).
Золотой цвет и изделия из золота раньше символизировали силу, могущество и власть, а по христианским верованиям — это верность, честность, мир и согласие. Голубой или лазурный цвет символизировал безукоризненность, чистоту, великодушие, честность и, конечно же, небо, которое включает в себя все эти определения. В качестве государственного символа Ирландии арфа фигурирует с тех пор, как основался Ирландский свободный штат; официально его утвердили 9 ноября 1945 года.
Слово "шилейла", скорее всего, мало известно человеку, живущему в России. Шилейлой называется посох, сделанный из дубового дерева. К тому же в старину в графстве Уиклоу существовала дубрава с таким названием . Шилейла нужна была для игры в керлинг (ее использовали как клюшку), также она служила дорожным посохом и иногда оружием. Некоторые носили даже два посоха: один нужен был для нанесения ударов, а другой — для отражения. В наше время для изготовления шилейлы используют не дуб, а терн.

Трилистник.

Трилистник — символ, но не эмблема Ирландии. Его изображения нет ни на монетах, ни на банкнотах, ни на марках. Однако трилистник обозначает Ирландию на гербе Объединенного Королевства Великобритании, так же как роза обозначает Англию, чертополох — Шотландию и лук-порей — Уэльс.
Символом Дня Святого Патрика трилистник стал потому, что святой с его помощью (как гласят легенды) объяснял людям понятие Святой Троицы. "Так же как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах", - это фраза миссионера стала христоматийной. Дошел до наших дней церковный гимн, про то, как Святой Патрик, воспользовавшись трилистником, прервал проходивший в тогдашней ирланской столице - Таре языческий ритуал. Сегодня во время празднования Дня святого Патрика трилистник прикрепляют к одежде. Но так повелось далеко не сразу. Впервые об этом обычае упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты святого Патрика.
Вплоть до XVIII века обычай ношения трилистника считался вульгарным. Но постепенно, в результате богатой событиями истории ирландского народа трилистник становился символом свободолюбия и мятежности духа. К XIX веку веточка трилистника уже ассоциировалась у народных масс с националистическими и религиозными настроениями. В итоге изображение трилистника стало обозначать для всего остального мира саму Ирландию.

Лепрекон.

Лепреко́н (ирл. leipreachán) — персонаж ирландского фольклора, традиционно изображаемый в виде небольшого коренастого человечка, одетого в зелёный костюм и шляпу. Происходит, скорее всего, или от ирландского leath bhrogan — «сапожник», или от luacharma’n — «карлик». Лепреконы имеют вид маленьких (около 2 футов ростом) человечков преклонного возраста, часто бывают навеселе, но увлечение потином (poitin — ирландский самогон) не влияет на их мастерство сапожников.
Лепреконы носят зелёную одежду (чтобы легче прятаться в траве) и настоящие кожаные передники. Они мастерят обувь для других представителей потусторонних сил — фей, клуриконов — но видят их обычно всегда только с одним левым ботинком.
Кроме пошива сапог, в обязанности лепреконов входит поиск и хранение древних драгоценностей. К этому занятию их вынудили викинги, которые промышляли хищением кладов. После этого лепреконы начали по ночам пробираться в дома к спящим людям и отщипывать по маленькому кусочку от каждой монеты. Каждому лепрекону или семейству лепреконов принадлежит горшочек с золотыми монетами. Чтобы уберечь свои сокровища, существа остерегаются людей, поскольку считают их жадными, скупыми и глупыми.
Конечно же, если вы решили подтвердить мнение лепреконов о людях, смело ищите их вместе с сокровищами по стуку молотка. Лепрекон, которого все-таки поймали, обычно обещает богатый выкуп за свое освобождение. У маленького башмачника есть два разных кошелечка: в одном лежит серебряный шиллинг, который всегда возвращается обратно в кошелечек, а в другом — монета из чистого золота, которая, когда попадает в руки человека, превращается в древесный листик или бумагу, а иногда и в золу. Поэтому от лепрекона ничего хорошего ждать не приходится!
Лепрекона описывают как хитреца и обманщика, которого люди пытаются поймать, чтобы завладеть его горшком с золотом или заставить исполнить три своих желания. Современное описание лепрекона отличается от тех исходных версий, что существовали в ирландском фольклоре.
На самом деле лепреконы очень дружелюбные и милые существа, но если обидеть этих нежных существ, они тут же становятся «монстрами». Обидеться они могут, если около дома им не оставили блюдце молока. Также в гнев их приводят поломанный терновник, убитая малиновка, и, конечно же, они сердятся, лишившись сокровища. После таких нарушений они сразу продемонстрируют свой мстительный характер и волшебство. Так что будьте внимательнее и не обижайте сказочный народец.
Лепрекон стал символом Дня святого Патрика не так давно. Компаниям, которые занимаются изготовлением открыток, плакатов и других "наглядных материалов" ко Дню святого Патрика, нужно было выбрать забавное сказочное существо, изображение которого можно было бы везде размещать. Сам главный герой, то есть святой Патрик, не подходил для такой роли, поскольку он хоть и добрый, но все же слишком серьезный персонаж.
Категория: Интересные статьи. | Добавил: Tivton (17.03.2011)
Просмотров: 4424 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Я умилен до слез. Не серьезно.

2  
Как говорится на вкус и цвет, по мне так очень хорошая идея, праздновать этот праздник, я считаю-это классной затеей))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
При копировании, полной или частичной перепечатке использование материалов сайта РАЗРЕШЕНЫ в интернете, при наличии активной гиперссылки на сайт vampires-vito.ucoz.ru и с указанием имен авторов!
Сайт управляется системой uCoz

    
Рейтинг@Mail.ru